Фото:Преподобный Антоний Великий. Фото:
Я хочу, чтобы вы знали, дети мои, великое горе, каким
я горюю о вас, когда я вижу, какое великое смущение идет к нам, и
помышляю о великом труде святых и о стенаниях их, которые они всегда
изливают пред Богом о нас, поскольку видят они весь труд своего
Создателя, и все злые замыслы диавола и слуг его, и все то зло, которое
они всегда замышляют нам на погибель, ибо их удел - быть в аду, и потому
они хотят, чтобы и мы пропали вместе с ними, и были с множеством.
Истинно, возлюбленные мои о Господе, я говорю с вами, как с мудрыми
людьми, и вы можете знать все благодеяния нашего Создателя, совершенные
для нас, которые дарованы нам по явному или тайному прошению. Ибо мы
именовались разумными, но облеклись в ум неразумных тварей. Не известно
ли вам, каковы козни и хитрости диавола? - Злые духи завидуют нам; как
только они проведают, что мы попытались увидеть собственный позор и
отыскали путь, каким сбежать от них и от дел их, которые они творят с
нами вместе, и что мы не только пытаемся отвергнуть их лукавые советы,
которые они сеют в нас, но что многие из нас смеются над их кознями, то
они познают снисхождение нашего Творца, что Он в мире сем приговорил их
к смерти и приготовил им в наследство геенну за их небрежение.
Я хочу, чтобы вы знали, дети мои, что я не перестаю
молить Бога о вас день и ночь, чтобы открыл Он вам очи сердца вашего, и
вы могли бы видеть множество тайных козней, которые изливают на нас злые
духи ежедневно в эти нынешние дни. Хочу я, чтобы Господь дал вам сердце
знающее и дух различения, чтобы вы смогли принести ваши сердца, как
жертву чистую пред Отцом, в великой святости без порока. Истинно, дети
мои, они непрестанно завидуют нам со своими злыми советами, и тайным
гонением, и тонкой злобой, и богохульными помыслами; и свои
предательства они сеют в сердце наше каждый день, и свою сердечную
косность, и тьму своих печалей, которые они приносят нам ежечасно, и
тусклость свою, которой они ежедневно делают тусклыми наши сердца, и
весь гнев и взаимные обиды, которым они учат нас, и самооправдание в
том, что мы делаем, и осуждение, которое они вносят в наше сердце,
понуждая нас, когда мы сидим в одиночестве, осуждать ближних наших,
которые и не живут с нами; и презрение, которое они поселяют в нашем
сердце гордостью, когда мы жестокосердны и презираем друг друга, огорчая
друг друга жестокими словами, жалуясь ежечасно, обвиняя других, а не
себя, полагая, что невзгоды наши происходят от ближних, судя и рядя о
том, что снаружи, тогда как грабитель наш внутри, в доме нашем; и споры,
и раздоры, в которых мы оспариваем друг друга, пока не добьемся своего,
чтобы явиться оправданными в глазах других.
Злые духи внушают нам ревность о делах, которые мы не
в силах исполнить, и заставляют томиться тем, что нам поручено и что на
пользу для нас. Они заставляют нас смеяться, когда время плакать, и
плакать, когда время смеяться, и просто сбивают нас постоянно с верного
пути в сторону. И есть еще множество других хитростей, которыми они
обращают нас в рабство себе, не время теперь все их описывать. Но когда
они наполняют сердце наше всеми этими обманами, и мы кормимся ими, и они
становятся нашей пищей, тогда Бог снисходит к нам, и посещает нас, чтобы
вернуть нас из нашего тяжкого тела, и мы смогли покинуть его. И затем
злые дела, которые мы в заблуждении нашем совершили, будут явлены нам в
теле, подлежащем наказанию; и мы вновь облачимся в это тело - ибо
Господь в Своем терпении попускает так, - и будет для нас последнее наше
хуже первого (Мф.12:45). Потому не уставайте молить благость Отца, да
снизойдет к вам помощь от Него, чтобы вы научились узнавать, что
праведно.
Истинно говорю вам, дети мои, сосуд, в котором мы
обитаем, - погибель для нас и дом, исполненный войны. По истине, дети
мои, говорю вам, что всякий, кто наслаждается по собственной воле и
покоряется собственным помыслам, и принимает то, что сеется в сердце
его, и услаждается этим, и полагает в сердце своем, что в том есть некие
необычайные избранные тайны, и оправдывает себя в том, что делает, -
душа такого человека - логово злых духов, подстрекающих его к злому, и
тело его - сокровище нечестивых тайн, которые оно таит в себе; и велика
над ним власть бесов, потому что он не обличил их открыто перед всеми
людьми.
Не ведомо ли вам, что у них не единственный способ
охотиться за нами, который мы могли бы узнать и избежать? Исследуйте, и
вы не обнаружите такого, чтобы грех их и беззакония открывались телесным
образом, ибо телесно они невидимы; но следует вам знать, что мы-то и
служим телами для них, ибо душа наша принимает их мерзость, и затем,
приняв ее, она обнаруживает ее посредством тела, в котором мы обитаем.
Итак, дети мои, не будем же предоставлять им места, иначе мы навлечем на
себя гнев Божий, а они сбегут к себе домой и посмеются над нами. Ибо они
знают, что от ближнего - наша погибель, и жизнь наша - тоже от ближнего.
Кто когда-либо видел Бога и усладился Им, и сохранил Его в себе, и не
позволил, чтобы Он оставил его, но помогал бы ему, - доколе живет он в
этом тяжком теле? Или кто когда видел беса в его битве с нами, чтобы он
упреждал и не давал нам совершить доброе дело и нападал на нас телесным
образом, так что мы испугались бы его и сбежали? Ибо они сокрыты, и это
мы нашими делами делаем их явными. Ибо все они по своей умной сущности -
из одного источника, но когда они бежали от Бога, возникло среди них
великое разнообразие, по разнообразию их действий.
И потому были даны им разные имена, по действию
каждого из них. Так что одни зовутся Архангелами, другие Престолами и
Властями, Началами и Херувимами; эти имена даны были им, когда они
хранили повеления своего Творца. Других же, избравших дурной путь,
пришлось назвать диаволом и сатаной по их злому состоянию; другие же
были названы бесами, и злыми, и нечистыми духами, и
духами-соблазнителями и князьями мира сего. И множество видов еще
существует среди них. Есть такие, кто и противостоял им в своем тяжком
теле, в котором мы живем; иные из них названы праотцами, иные пророками
и царями, и жрецами, и судьями, и апостолами, и много было других,
избранных за их доброе поведение. И все таковые имена даны им, мужчинам
или женщинам, из-за разных начал их деятельности, но все они - из одного
источника.
Итак, по этой причине тот, кто грешит против
ближнего, грешит против себя; и тот, кто делает зло ближнему, делает его
себе; и тот, кто делает ближнему добро, благотворит себе. Иначе, - кто в
силах сделать зло Богу, и найдется ли такой, что мог бы обидеть Его? Или
кто мог бы утешить Его, или кто мог бы даже служить Ему? Или кто мог бы
даже благословить Его благословением, в котором Он нуждается, или кто в
силах почитать Ему почестью, достойной Его, или восхвалить Его по
достоинству? Итак, пока мы еще одеты этим тяжким телом, будем пробуждать
Бога в себе, оживляя друг друга, и предадим себя самих на смерть ради
душ наших и ради друг друга; и если мы так поступим, то в нас будет
являться сущность сострадания Его к нам. Не будем самолюбцами, чтобы не
подпасть под власть их изменчивой силы. Ибо тот, кто знает себя, знает
всех людей, потому и сказано, что Он вызвал все сущее из небытия к бытию
(Прем.1:14). Это относится к нашей умной природе, которая скрыта в нашем
теле тления, но она не принадлежала ему изначально, и она будет от него
освобождена. Но тот, кто может любить себя, любит всех.
Дорогие мои дети, я молю, чтобы это не было тяжким
трудом для вас, и чтобы вы не уставали любить друг друга. Воздвигните
тело ваше, в которое вы облечены, и сделайте его алтарем, и возложите на
него все ваши мысли, и оставьте всякий злой совет перед Господом, и
возденьте руки сердца вашего к Нему, к творящей Премудрости, и молите
Бога, чтобы Он ниспослал вам Свой великий невидимый огонь, который сошел
бы с Небес и попалил алтарь и все, что на нем, и чтобы все жрецы Ваала,
то есть все сопротивные действия врага, устрашились и бежали от лица
вашего, как от лица Илии пророка. И затем вы увидите облако над морем,
как ладонь человеческую, которое принесет вам духовный дождь, то есть
утешение Духа Утешителя (ср.: 3 Цар.18:38-44).
http://krotov.info/acts/04/1/ant_pis.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий