понедельник, 8 июня 2015 г.

Последняя битва Украины, или Сказка, ставшая былью


Что ты знаешь о свободе? Ты думаешь, свобода - это делать все, что тебе нравится. Нет, ты не прав. Это не настоящая свобода. Настоящая свобода – делать то, что я тебе скажу…
Давным-давно, в одной далекой сказочной стране, по берегу озера прогуливалась довольно своеобразная парочка — очень старый, умный и хитрый Обезьян и добродушный глуповатый ослик. Завидев в воде озера плавающую на поверхности диковинную штуку, друзья вытащили ее на берег. Это оказалась старая львиная шкура, которую принесло течением. Напялив шкуру на покорного и не рассуждающего осла, Обезьян предложил ему изображать из себя великого льва Аслана, по преданию, много лет назад сотворившего всю эту сказочную страну своей любовью. Осёл ужаснулся подобной идее, но Обезьян, соображавший гораздо быстрее, во мгновение ока убедил его, что так будет лучше для всех: «И все будут подчиняться нам, даже сам король. Мы всё исправим в Нарнии» (здесь и далее — цитаты из перевода О. Бухиной, издательство «Вариант», 1991 год — ред.)
Думаю, большинство наших читателей, особенно из поколения 80-х — 90-х, уже догадались, о каком литературной произведении идет речь. «Последняя битва», заключительная в серии «Хроники Нарнии» книга английского писателя Клайва Стэйплза Льюиса, была выпущена в свет в 1956 году. Интересно, что, как гласит Википедия, 60-летие со дня издания сказочной повести ознаменуется выходом одноимённого голливудского фильма, уже пятого по счету. Ну, как говорят в Одессе, «будем посмотреть», а пока что обратимся к тексту книги, содержащему массу любопытных деталей, как ни странно, отнюдь не утративших своей актуальности по сей день.

И вот, в Нарнии, до той поры — свободной стране говорящих животных и оживших деревьев, фавнов и сатиров, гномов и великанов, наяд и дриад — стали происходить жуткие вещи. Ее наводнили тархистанцы — жестокие темнолицые жители соседней южной страны, которые принялись рубить говорящие (!) деревья. Якобы по приказу Аслана, говорящие лошади, буйволы и ослы — свободные нарнийские граждане (!) — были с лёгкой руки Обезьяна Хитра проданы в рабство царю Тархистана Тисроку, чтобы таскать тяжести и перевозить грузы. Те же, кто умел рыть — кроты, кролики и гномы — должны были отправиться умирать в соляные копи и шахты. Причём о рабстве как таковом, речь, разумеется, не шла. «Кто говорит о рабстве? Вы не будете рабами. Вам будут платить — и очень хорошо платить. То, что вы заработаете, пойдёт в казну Аслана и будет использовано для общего блага, — вразумлял Хитр огорчённых животных и добавлял. — С деньгами, которые вы заработаете, мы превратим Нарнию в страну, достойную живущих в ней. В ней будет довольно апельсинов и бананов, будут дороги, большие города и школы, конторы и корабли, намордники, сёдла и клетки, конуры, тюрьмы и всё остальное».
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне всё это очень живо напомнило курс на евроинтеграцию, взятый на вооружение ещё «злочинною владою» в 2013 году, и успешно претворённый в жизнь ее «революционно-достойной» преемницей после государственного переворота в феврале 2014-го. Дружба между хитрым и коварным Обезьяном Хитром и доверчивым простодушным осликом Недотёпой, который на поверку был скорее слугой, чем другом, очень похожа на взаимоотношения между расчётливыми украинскими властями всех мастей и пошивов за все 23 года «незалежности», с одной стороны, и работящим, но недалёким, не единожды подло обманутым народом, с другой. Рубка говорящих деревьев, когда под ударами топора погибали их духи — нимфы-дриады, откровенно напоминает «выпиливание» огромных кусков нашей истории под лозунгами декоммунизации и борьбы с советским наследием — от сноса памятников Ленину, фактически присоединившего к нынешней Украине весь её Юг и Восток, до тщательного втаптывания в грязь памяти о Великой Победе и одного из ее главных символов — георгиевской ленты. Как говорящие нарнийские кони были вероломно проданы в рабство, так и нам с вами, а также нашим детям и внукам придётся еще много лет работать, чтобы вернуть «доброму» Западу его многочисленные еврокредиты, разворованные и растраченные на никому не нужную братоубийственную войну. Причём все это — под теми же самыми лозунгами всеобщего блага, реформ и призрачных перспектив светлого европейского будущего — с клетками, конурами и тюрьмами для всех несогласных.

«Но нам не нужно всё это, — сказал старый медведь. — Мы хотим быть свободными. <…> Не надо спорить, — ответил Обезьян. — <…> Что ты знаешь о свободе? Ты думаешь, свобода — это делать всё, что тебе нравится. Нет, ты не прав. Это не настоящая свобода. Настоящая свобода — делать то, что я тебе скажу». Вот такую свободу мы сейчас с вами и наблюдаем во всей красе. Прозападным «очильныкам» обновлённой на Майдане украинской нации не нужны люди, способные самостоятельно анализировать происходящее, трезво оценивать все «здобутки» и «перемоги», имеющие собственное мнение по тем или иным вопросам. Нет, нужно тупое и безмозглое стадо, донельзя оболваненное собственным эфемерным величием и ненавистью к «москалям», свободное лишь в одном аспекте — петь гимн, кричать лозунги и размахивать флагом.

События в Нарнии тем временем развивались с калейдоскопической быстротой. На помощь пленённому королю, не признавшему власть Обезьяна, его фальшивого Аслана и тархистанцев, приходят двое детей из нашего мира. Одного из них вы, кстати, наверняка уже знаете — этот тот самый вредный Юстэс из фильма «Хроники Нарнии: Покоритель Зари», вышедшего на киноэкраны в 2010 году. Совместными усилиями король и дети похищают переодетого в львиную шкуру ослика. И тут случается страшное: вызволенные из рабства нарнийские гномы, насмотревшись на фальшивого Аслана, отказываются верить в настоящего, которого давно уже не видели в Нарнии. Такой поворот событий явился для короля и его спутников страшным ударом. «Тириану и не снилось, что в результате обезьянней проделки с фальшивым Асланом многие перестанут верить в настоящего. Он был совершенно уверен, что гномы снова будут на его стороне, как только он покажет им, как их обманывали. <…> И все отвернулись бы от Обезьяна, и возможно, после схватки с тархистанцами всё было бы в порядке. Но теперь он ни на что не мог рассчитывать. Что, если и другие жители Нарнии поведут себя так же, как гномы?»
Здесь также можно усмотреть тонкую аллюзию на события недавних дней. Несмотря на то, что Янукович взятым на Европу курсом цинично предал весь свой юго-восточный электорат, которому 4 года назад обещал и второй государственный русский, и дружбу с Россией и Таможенным союзом, и этими обещаниями «добыл» себе голоса для прихода к власти, — так вот, несмотря на все это, жители как минимум восьми «новороссийских» областей до последнего считали его хоть и порядочной сволочью, но всё же законно избранным президентом, и не за страх, а за совесть выходили на различные «антимайдановские» митинги. Но уже в марте 2014, насмотревшись на раритетные машины и золотые батоны в Межигорье, разуверились в «Проффесоре» окончательно.

Между тем, надо отдать должное стойкости и мужеству короля Тириана. Узнав, что столица Нарнии, город Кэр-Паравел, был взят с моря, над башнями развивается знамя Тархистана, а его уцелевшие подданные бегут из города в леса, король принял самоотверженное решение сражаться вместе со своим небольшим отрядом до последнего, несмотря на всю безнадежность битвы и огромный численный перевес врагов. «Теперь нам семерым осталось только вернуться назад, рассказать правду и принять судьбу, которую Аслан посылает нам. И если каким-то чудом мы победим три десятка тархистанцев, пришедших с Обезьяном, мы повернём обратно и умрём в битве с огромным войском, которое вскоре придет сюда из Кэр-Паравела», ведь «благородная смерть — это сокровище, и каждый достаточно богат, чтобы купить его». К сожалению, так бывает только в сказках. Президент Янукович, бросивший безоружных «беркутовцев» и солдат-срочников против озверелой толпы с Майдана, три месяца осторожничавший и шедший на всяческие уступки лидерам тогдашней оппозиции, вместо того, чтобы за пару часов разогнать весь этот сатанинский шабаш и навести в стране порядок, в итоге позорно бежал из Украины, предоставив жителям Донецка и Одессы самостоятельно расхлёбывать заваренную им кашу. Сломанная «Фьодоричем» в Ростове-на-Дону шариковая ручка явилась прекрасным символом того, что по его вине случилось с Украиной. А сколько людей погибло из-за малодушия, жадности и нерешительности «Чивокуня» — даже и представить страшно…
Интересно, что Обезьян, главный организатор государственного переворота в Нарнии, уже через несколько дней отошел на второй план, а руководить происходящим вместо него стали тархистанский капитан и хитрый рыжий кот. Нечто подобное случилось и у нас. Пламенные революционные «вожди» Майдана, долгое время сдерживавшие толпу от вооруженного захвата власти, через некоторое время также перестали пользоваться популярностью даже среди «своих», и в итоге были задвинуты на задворки украинского «сьогодення». Кличко стал всего лишь мэром, Тягнибока и его беснующихся неонацистов не пустили даже в Верховную Раду. На смену им пришли другие, более хитрые и изворотливые «политычни диячи». Как говорится, каждому времени — свои герои. «Будет лучше, если мы позволим некоторым из наиболее просвещённых нарнийцев быть нашими советниками, <…>, ибо звери, которые действительно верят в Аслана, могут отвернуться от нас в любой момент. <…> Но те, <…>, кто думает о своей выгоде и наградах, которые Тисрок даст им, когда Нарния станет тархистанской провинцией, будут тверды», — говорил кот Рыжий в беседе с капитаном вражеских войск. Замените мысленно всего несколько слов — Аслана на Европу, Тисрока — на Обаму, Нарнию на Украину, — и вы получите примерное содержание переговоров Яценюка с Парубием на Майдане образца зимы прошлого года.


Сказочные приключения завершаются героической битвой последнего короля Нарнии с несметными полчищами врагов и приходом настоящего Аслана, учинившего суровый суд над всеми удивительными созданиями этой фантастической страны, сотворённой им же много лет назад. На Нарнию падает ночь, потерявшие веру предатели лишаются дара человеческой речи и погружаются во тьму, а оставшиеся верными своему долгу и сражавшиеся на правой стороне до конца попадают в своеобразный рай, представляющий собой ещё более настоящую, живую, яркую Нарнию. Вся эта развязка, без сомнения, представляет собой переосмысленные Льюисом картины из библейской книги «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис), логически завершающие цикл нарнийских хроник, изначально представляющий собой своеобразный детский христианский катехизис, основанный на ключевых моментах и глубоких духовных проблемах Священного Писания. И если в первой книге серии, «Лев, колдунья и платяной шкаф», экранизированной студией Уолта Диснея в 2005 году, речь шла об искупительной жертве Христа, его смерти и воскресении, то последняя часть хроники закономерно знакомит читателей с авторской интерпретацией сцен Страшного Суда.


В нашей же с вами реальности развязка поднявшейся на Майдане катавасии наступит ещё не скоро, и во что она выльется — предсказать крайне сложно. Большинство жителей страны в прошлом году, совсем как нарнийцы в «Последней битве», оказались перед очень суровым выбором между тем, что страшно, ужасно, уродливо, но вместе с тем так похоже на правду и манит радужными перспективами, и тем, что незыблемо, вечно, постоянно, правдиво по-настоящему, хотя и основательно подзабыто. Жители Юго-Востока в большинстве своем сделали правильный выбор — и поплатились за это сотнями поломанных и безвременно прервавшихся жизней. Остаётся только надеяться, что, в конце концов, каждому действительно воздастся по заслугам… «Люди не должны вызывать демонов, пока не поймут, кого зовут», — говорил один из героев «Последней битвы. Глядя на то, во что превратилась наша некогда процветающая страна год спустя после демонических «поскакушек» на Майдане, понимаешь, что с этим трудно не согласиться…

Автор: Диментий Ворошилов http://timer-odessa.net/minds/poslednyaya_bitva_ukraini_ili_skazka_stavshaya_bilyu_312.html
 

А у нас День Достоинства и Свободы, а у Вас?

 «Мы больны своей исключительностью,
Но как трудно это понять...
Мы взираем на всех с подозрительностью
И желанием критиковать.
Дорожим только собственным мнением,
Пусть оно и нелепо порой...
Ослепленные предубеждением,
За него мы стоим горой.
Непроглядные дебри предвзятости
В келью лжи заточают умы -
Рассуждая о вере и святости
Мы друг друга бросаем в костры.
Увлекает нас путь любопрения -
Мы на нем утверждаем себя...
Состязаемся до помрачения,
Никого никогда не щадя.
Не достигнем единства в баталиях,
Только лбы до крови расшибем.
Без любви наша жизнь - аномалия!..
Ну, когда же мы это поймем?»

Александр С. Н.

МАЙДАН м. площадь, место, поприще; || возвышеная прогалина и || стоящий на ней лесной завод: смолокурня, дегтярня, поташня, смолевой, селитряный майдан, завод, работающий на воле; см. буда; || сборное место; || станичная, сборная изба; || охотничья хижина в лесу, на прогалине; || ниж. суводь, водоворот на широком плесу; || торг, базар, или место на нем, где собираются мошенники, для игры в кости, в зерн, орлянку, карты, откуда пожеланье: талан на майдан! что в Сиб. значит: удачи на ловлю! || Южн. курган, древняя могила. Майданище ср. род , особ. в лесу, или где был лес, и будний, смолевой майдан. Майданный, к майдану относящ. Майданный курган, могила, разрытый, раскопанный сверху, с котловиною. — подъямок, род ларя, для стока смолы, под курною печью. Майданить, майданничать, мошенничать, промышлять игрою; || мотать, прогуливать и проигрывать свое. Майданник, майданщик, мошенник, шатающийся по базарам, обыгрывающий людей в кости, зерн, наперсточную, в орлянку, в карты. На всякого майданщика по десяти олухов. Не будь олухов, не стало б и майданщиков. Толковый словарь Даля. — 1863—1869.
Как видите,"Нет ничего тайного, что не сделалась бы явным; и ничего не бывает потаённого,чтоб не вышло бы наружу".
Библия. от Марка.4:22...http://www.proza.ru/2014/11/21/920

Комментариев нет:

Отправить комментарий