«Откуда начну плакати…» О покаянном каноне преподобного Андрея Критского
by editor on 23.02.2015 » Add more comments.
Когда мы придем в храм
вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит
необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит
строгий и торжественный голос священника… Это читается Великий
покаянный канон преподобного Андрея Критского.
вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит
необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит
строгий и торжественный голос священника… Это читается Великий
покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Пост –
время покаяния, и именно к покаянию в это время ведут человека
богослужения. На Великом повечерии понедельника, вторника, среды и
четверга первой недели Великого поста поется и читается по частям, а на
утрене четверга пятой седмицы того же поста звучит в полном составе
Великий покаянный или, как его еще называют, умилительный канон. Он
читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и
воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан
преподобным песнотворцем. Слова церковно-библейских чтений, молитв,
песнопений то оживляют требования совести человека, то успокаивают боли
человеческого сердца. Великий канон состоит из 250 тропарей (в обычных
канонах их около 30), и великим именуется не только по необычно большому
числу стихов, но и по высоте мыслей и силе их выражения.
время покаяния, и именно к покаянию в это время ведут человека
богослужения. На Великом повечерии понедельника, вторника, среды и
четверга первой недели Великого поста поется и читается по частям, а на
утрене четверга пятой седмицы того же поста звучит в полном составе
Великий покаянный или, как его еще называют, умилительный канон. Он
читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и
воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан
преподобным песнотворцем. Слова церковно-библейских чтений, молитв,
песнопений то оживляют требования совести человека, то успокаивают боли
человеческого сердца. Великий канон состоит из 250 тропарей (в обычных
канонах их около 30), и великим именуется не только по необычно большому
числу стихов, но и по высоте мыслей и силе их выражения.
Начало покаянного пути
«Откуду начну плакати окаянного моего
жития деяний», – слышим мы первые слова канона. Далее в нем чередуются
воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых
остается раскаяние и надежда на прощение.
жития деяний», – слышим мы первые слова канона. Далее в нем чередуются
воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых
остается раскаяние и надежда на прощение.
Нить мыслей святого Андрея о покаянии
развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи
священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то
побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь
Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь
есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания,
рассуждения, молитвы.
развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи
священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то
побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь
Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь
есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания,
рассуждения, молитвы.
Святой Андрей Критский не только
изображает процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает
у слушателей покаянные чувства: «Приближается, душа, конец,
приближается. И не радеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань!
Судия близ дверей». Из Канона можно заключить, что к покаянию нас движут
тяжесть греха, жажда Богообщения, милосердие Божие, страх вечной гибели
и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.
изображает процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает
у слушателей покаянные чувства: «Приближается, душа, конец,
приближается. И не радеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань!
Судия близ дверей». Из Канона можно заключить, что к покаянию нас движут
тяжесть греха, жажда Богообщения, милосердие Божие, страх вечной гибели
и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.
Во всех песнях Канона, начиная с самой
первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть
тропари, построенные на новозаветных откровениях. Обращений ко Христу и
мотивов Нового Завета становится все больше, укрепляется надежда на
милость Бога. Кончается Великий канон
мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять
исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее
приносит Богу как приятную жертву.
первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть
тропари, построенные на новозаветных откровениях. Обращений ко Христу и
мотивов Нового Завета становится все больше, укрепляется надежда на
милость Бога. Кончается Великий канон
мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять
исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее
приносит Богу как приятную жертву.
Учитель покаяния
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь.
Покаяние святого Андрея глубоко и искренне. Через весь канон проходит
одна мысль: «Согрешил больше всех людей, один согрешил Тебе, Господи, но
смилуйся и будь милосерден ко мне». Чем ближе человек к Богу, тем яснее
видит свои грехи. С одной стороны, Великий канон святого Андрея
Критского является его покаянной автобиографией, с другой стороны, его
автор – пастырь и епископ – думал и о душах человеческих, располагая
верующих к спасительному покаянию в дни Великой Четыредесятницы.
Покаяние святого Андрея глубоко и искренне. Через весь канон проходит
одна мысль: «Согрешил больше всех людей, один согрешил Тебе, Господи, но
смилуйся и будь милосерден ко мне». Чем ближе человек к Богу, тем яснее
видит свои грехи. С одной стороны, Великий канон святого Андрея
Критского является его покаянной автобиографией, с другой стороны, его
автор – пастырь и епископ – думал и о душах человеческих, располагая
верующих к спасительному покаянию в дни Великой Четыредесятницы.
Святитель Андрей Критский первым стал
писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все
двунадесятые праздники. Великопостное богослужение, кроме Великого
канона, украшено и другими творениями этого святого.
писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все
двунадесятые праздники. Великопостное богослужение, кроме Великого
канона, украшено и другими творениями этого святого.
Преподобный Андрей Критский. Фреска XVII в. Москва
В творениях преподобного Андрея отмечают
естественный ход мысли, свободу выражения сложных внутренних состояний.
В славянском переводе эта своеобразность слова и слога передается и
сохраняется особенно полно, и канон понятен даже на слух.
естественный ход мысли, свободу выражения сложных внутренних состояний.
В славянском переводе эта своеобразность слова и слога передается и
сохраняется особенно полно, и канон понятен даже на слух.
При завершении формирования Постной
Триоди Канон был несколько дополнен. Ирмосы в их современном звучании
присоединил преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной
Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее
преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами. Тропари к святой
Марии Египетской читаются в среду и четверг, а обращениями к самому
преподобному Андрею канон завершается.
Триоди Канон был несколько дополнен. Ирмосы в их современном звучании
присоединил преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной
Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее
преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами. Тропари к святой
Марии Египетской читаются в среду и четверг, а обращениями к самому
преподобному Андрею канон завершается.
Александра Сопова
Комментариев нет:
Отправить комментарий