Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это кукла-перчатка.
Пьесы с участием Петрушки входили в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.) . Петрушка побеждал всех противников, кроме одного — Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой.
Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.
До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй» . Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой» , в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!» , на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов! »
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и лицо, гипертрофированы черты лица, само лицо (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (вероятно, это символ того, что Петрушка — не человек, а как бы персонаж из другого мира) .
В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (а это было необходимо, особенно на ярморочных представлениях) , использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.
Типичная ошибка — считать Петрушку исконно русским персонажем. Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла) , Франции (Полишинель) , Великобритании (Панч) , Турции (Карагёз) , Германии (Гансвурст) , Испании (Дон Кристобаль) и ряде других
Пульчинелла - пожалуй, самый малоизвестный у нас персонаж. Возможно, потому, что в Комедии дель-Арте он стоит особняком. Обычно он не принимает участия в действии, а появляется в пантомимах-интермедиях или в качестве "подсобного рабочего", которого остальные участники спектакля вроде бы не замечают.
Родом Пульчинелла из Неаполя - города с комическими традициями, идущими еще с древнеримских времен. Свой облик и характер Пульчинелла унаследовал от Маккуса - популярного героя античной комедии. Имя "Пульчинелла" означает "петушок", которого он напоминает заносчивым видом и пронзительным голосом. Его черная маска имеет гипертрофированный мясистый нос, а сам он часто горбат. Пульчинелла - первый насмешник и сплетник, за что его особенно любили.
Именно этот персонаж перекочевал из Италии во многие страны Европы. Английский Панч, Французский Полишинель, русский Петрушка - все они ведут свое происхождение от Пульчинеллы.
Пьесы с участием Петрушки входили в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.) . Петрушка побеждал всех противников, кроме одного — Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой.
Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.
До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй» . Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой» , в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!» , на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов! »
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и лицо, гипертрофированы черты лица, само лицо (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (вероятно, это символ того, что Петрушка — не человек, а как бы персонаж из другого мира) .
В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (а это было необходимо, особенно на ярморочных представлениях) , использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.
Типичная ошибка — считать Петрушку исконно русским персонажем. Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла) , Франции (Полишинель) , Великобритании (Панч) , Турции (Карагёз) , Германии (Гансвурст) , Испании (Дон Кристобаль) и ряде других
Пульчинелла - пожалуй, самый малоизвестный у нас персонаж. Возможно, потому, что в Комедии дель-Арте он стоит особняком. Обычно он не принимает участия в действии, а появляется в пантомимах-интермедиях или в качестве "подсобного рабочего", которого остальные участники спектакля вроде бы не замечают.
Родом Пульчинелла из Неаполя - города с комическими традициями, идущими еще с древнеримских времен. Свой облик и характер Пульчинелла унаследовал от Маккуса - популярного героя античной комедии. Имя "Пульчинелла" означает "петушок", которого он напоминает заносчивым видом и пронзительным голосом. Его черная маска имеет гипертрофированный мясистый нос, а сам он часто горбат. Пульчинелла - первый насмешник и сплетник, за что его особенно любили.
Именно этот персонаж перекочевал из Италии во многие страны Европы. Английский Панч, Французский Полишинель, русский Петрушка - все они ведут свое происхождение от Пульчинеллы.
Источник: Википедия
«На территории Украины находятся тысячи российских
солдат, сотни танков, тяжелая артиллерия. Эта армия угрожает всей
Европе», - пуча глаза и делая широкие движения руками рассказывал Петр
Порошенко, пугая немецкого журналиста, бравшего у него интервью для
журнала Bild. Тот со спокойствием психиатра внимал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий