среда, 4 марта 2015 г.

Размышления о митрополите УГКЦ А. Шептицком и его двух братьях один из которых стал поляком, а второй - русским.

Алена Ауэрбах. Посты блогера Алена Ауэрбах в топе. Чтобы победить дракона, необходимо самому стать драконом. - Страница 3 
Шептицкий осуждал безбожные корни лозунга "Слава Украине" и тризуб, как символ национальной руины 
Главным лозунгом евромайдана стало также оуновское приветствие «Слава Украине!» с отзывом «Героям Слава!» и скопированный с немецкого лозунга «Deutschland Uber Alles» - «Украина превыше всего!».

Сейчас существует много мифов по поводу происхождения этого приветствия. Стараясь скрыть западноукраинские корни этого приветствия, современные мифотворцы выводят его историю якобы из атаманщины гражданской войны и даже «находят» кубанские корни речевки.

Немецкий историк Гжегож Россолинский-Либе так пишет о происхождении этого лозунга: «С началом Второй мировой войны и падением Польши Бандера освобождается из тюрьмы и едет в Краков . В это время и появляется приветствие «Слава Украине - Героям слава !», скопированный из нацистских аналогов . Это гитлеровское приветствие использовалось на II-м Съезде ОУН [речь о Втором Великом сборе ОУН , созванном пробандеровским отломом ОУН-революционной, будущей ОУН -б] в Кракове в апреле 1941 года. В изданной брошюре описывается, что при приветствии надо вытягивать руку чуть выше головы, вот так [в этом месте Гжегож несколько раз продемонстрировал зрителям нацистское приветствие, сопровождая его лозунгом «Слава Украине ! - Героям слава !»] Красно -черный флаг - аналог нацистской «Крови и Почвы». Евреи в оценке бандеровцев - опора большевистской системы . ОУН ( мельниковцы ) – враги. Появляется утверждение про « украинский расу» . Традиционное западноукраинское приветствие «Слава Иисусу Христу» тоже заменяется на «Слава Украине!»

В сборнике документов «Митрополит Андрей Шептицький. Документи і матеріали 1941–1944», изданном в 2003-м году националистическим издательством «Дух і літера», опубликовано обращение митрополита Андрея Шептицкого к пастве, в котором он призывает в 1941 году галичан отказаться от этого лозунга, называя его безбожным.

«Аналогичным проявлением безбожия является замена словом «Слава Украине» одвечной похвалы Исусу Христу, которую превозносят Христу: «Слава И(сусу) Христу!» Очевидно, что никто из украинцев не может ничего иметь против возгласа «Слава Украине!», но замена этим словом религиозного прославления Христа является выразительной тенденцией устранить Христа и поставить родину на его место, следовательно, является признаком выразительной безбожной тенденции, которая обманывает наивных украинских патриотов. Украина вообще не может существовать, как самостоятельное государство, а тем более, быть славной державой без воли Царя царствующих и Господа господствующих Предвечного Бога И. Христа, нашего Спасителя, Отца и Господина. Взываю ко всем христианам епархии бороться с этими двумя проявлениями безбожия в практиках украинского национализма».

Как видим, призыв митрополита Шептицкого отказаться от безбожного нацистского приветствия оказался гласом вопиющего в пустыне 70 лет назад. А неразумная паства самого митрополита, воодушевленная этим безбожным лозунгом, залила в итоге кровью западноукраиснкие земли. Сегодня их наследники заливают кровью земли Юго-Востока.

varjag-2007
Историческая справка о политике Ватикана на Украине, направленной на установление автокефалии с последующей унией. Проявилось это в так называемом «тайном документе Шептицкого». Материалы даются по следующей статье:

В.И. ПЕТРУШКО
К  ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ  БЕАТИФИКАЦИИ УНИАТСКОГО  МИТРОПОЛИТА  АНДРЕЯ  ШЕПТИЦКОГО
(Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского  Богословского Института (материалы),1999,с.374-380)

К удивлению всех здравомыслящих людей папа Иоанн Павел II в 1998 г., когда уже начинал разгораться кризис в Косово, причислил к лику блаженных активного пособника хорватских фашистов-усташей кардинала Степинаца. К сожалению, прецедент создан, возможно его повторение. В настоящее время продолжается инициированный в Ватикане в 1954-55 г.г. беатификационный процесс греко-католического митрополита Андрея Шептицкого (1865-1944 г.г.), который являлся первоиерархом униатской церкви в Галиции в 1901-1944 г.г. В связи с этим Шептицкий уже именуется в официальных католических документах почетным титулом "Слуга Божий", усвоенным для тех, кто в ближайшее время должен быть причислен к лику блаженных. После этого в католической традиции возможно дальнейшее продолжение канонизационного процесса, итогом которого становится причисление к лику святых католической церкви. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) проявляет большую активность в плане популяризации имени митрополита Андрея как едва ли не самого выдающегося униатского иерарха. В работах униатских авторов Шептицкий нередко предстает как духовный вождь всего народа, "Украинский Моисей", как часто его называют. Понять, кем в действительности был митрополит Андрей, быть может, помогут несколько документов, которые рисуют митрополита Шептицкого без идеологической косметики, наведенной нынешними апологетами унии.
Папизм - злейший враг Православной ЦерквиРоман Мария Александр, граф Шептицкий, потомок известной с XIII в. фамилии русских бояр, впоследствии полонизированной и окатоличенной, уже в возрасте 35 лет становится митрополитом Галицким, главой греко-католической церкви[1]. Именно Шептицкому обязано галицийское униатство своим возрождением и укреплением. Однако честолюбивый митрополит мечтает о дальнейшем продвижение унии на Восток, в пределы Российской империи. Это находит живейший отклик не только в Риме, но и в Вене, где надеялись на то, что продвижение униатства значительно облегчит аннексию восточных земель России в ходе ожидаемой мировой войны. В 1907 г. Шептицкий получает тайные полномочия на униатскую деятельность в России[2]. В следующем 1908 г. Шептицкий получил подписанную папой грамоту, которой он утверждался примасом католиков восточного обряда Российской империи и даже получал право хиротонии униатских епископов для России без согласования с папской курией[3]. Осенью 1908 г. митрополит под видом коммивояжера велосипедной фирмы тайно посетил Россию с целью расширения своей униатской агентуры[4].
С началом I мировой войны активность униатского митрополита возрастает еще более. Честолюбие тайного примаса русских католиков еще более подхлестывает Шептицкого: в случае победы он может надеяться на патриаршество всея Руси. Митрополит Андрей активно поддерживает акции австрийского правительства, направленные на формирование украинских военных подразделений – т.н. "сечевых стрельцов", – призывая их к исполнению воинского долга во имя габсбургской Австро-Венгрии[5]. Уже в первые дни войны Шептицкий обращается к своей пастве с посланием: "Дорогие мои, в очень важное время ведется война между нашим цесарем и московским царем, война справедливая с нашей стороны. Московский царь не мог перенести, что в Австрийской державе мы, украинцы, имеем свободу вероисповедания и политическую волю. Он хочет забрать у нас эту свободу, заковать нас в кандалы. Будьте верны цесарю до последней капли крови"[6].
Правда, Шептицкий не считал за лицемерие еще в марте 1914 г. направить Николаю II тайное послание, в котором он уверял императора в своей верности и называл его "объединителем славянства"[7]. Очевидно, граф желал подстраховаться на случай неблагоприятного для Австрии исхода войны. Блог Игоря Курляндского - "Покайтесь, товарищ Сталин. (Как церковный иерарх призвал Сталина к покаянию.
Тем не менее, в конце июля 1914 г. Шептицкий как сенатор участвует в тайном совещании в Вене, где его просят подготовить рекомендации относительно политики австро-немецкого командования на случай оккупации Украины. Граф выполнил это поручение правительства и создал грандиозный проект, который в равной мере учитывал и запросы Австрийской монархии, и прозелитические интересы Ватикана, и личные амбиции митрополита. Вот текст этого документа (с незначительными сокращениями):
"Как только победоносная австрийская армия пересечет границу Украины, перед нами встанет тройная задача: военной, социальной и церковной организации страны. Решение этих задач должно <...> содействовать предполагаемому восстанию на Украине, но также для того, чтобы отделить эти области от России при каждом удобном случае как можно решительнее, чтобы придать им близкий народу характер независимой от России и чуждой царской державе национальной территории. Для этой цели должны быть использованы все украинские традиции, подавленные Россией, чтобы возродить их в памяти и ввести в сознание народных масс так метко и точно, чтобы никакая политическая комбинация не была в состоянии ликвидировать последствия нашей победы.
I
Военная традиция должна быть построена на традициях запорожских казаков (отсюда и "сечевые стрельцы" в память о Запорожской Сечи – В.П.). <...> Самый выдающийся военачальник мог бы после великой победы быть наречен нашим кайзером "гетманом Украины" <...> (на роль будущего "гетмана" впоследствии был выдвинут австрийскими властями эрцгерцог Вильгельм Габсбург, который также перешел в униатство и стал именоваться на украинский манер – Василем Вышиванным – за ношение украинских вышитых сорочек – В.П.).
Он мог бы в ранге походного командира или фельдмаршала получить определенную автономию в рамках нашей военной администрации, чтобы создавать верные военной администрации кадры, среди которых могли бы найти себе место восставшие украинцы. Национальный характер должен проявиться в названиях воинских должностей (атаманы, есаулы, полковники, сотники), далее – в обмундировании, воинских группах и т.п. Гетману должно быть позволено отдавать "универсалии" (приказы и обращения) к армии и народу, назначать есаулов, атаманов и др. К нему должен быть приставлен человек, знакомый с историей Украины, который мог составлять официальные бумаги, помогать советом, словом и делом. Подобная военная организация легко распространилась бы на всю страну, а также могла бы способствовать и регулированию движения украинцев.
II
В продолжение войны должна быть принята во внимание также правовая и социальная организация, чтобы доказать населению, сколь многие направления русского законодательства были несправедливы и угнетали его. Наряду с провозглашением свободы, терпимости и т.д. (основные законы) должна быть также опубликована австрийская Конституция (в аутентично популяризованном украинском переводе) и всевозможные другие австрийские своды законов. Комиссия из австрийских и русских (украинских) юристов должна будет подготовить суммарную кодификацию. В первую очередь должны быть рассмотрены те стороны общественной и частно-правовой жизни, в которых украинцы – народ – массы чувствуют себя наиболее угнетенными.
III
Церковная организация должна преследовать ту же самую цель – Церковь на Украине необходимо по возможности полнее отделить от Российской. Оставляя в стороне доктрину, сферу догматики, было бы необходимо издать серию церковных распоряжений, например: об отделении Украинской Церкви от Петербургского Синода, о запрещении молиться за царя, о необходимости молиться за цесаря. Вместе с тем, великорусские московские святые должны быть удалены из календаря и т.д. Все эти декреты должны быть изданы авторитетом церковным, а не исходить от гражданской или военной власти – чтобы таким образом избавиться от российской системы. Также было бы абсолютно нецелесообразно устанавливать Синод (по образцу Петербургского Синода). Митрополит Галицкий ("и всея Украины") мог бы этими декретами устанавливать то, что согласно с фундаментальными принципами Восточной Церкви и традициями Митрополичьего престола и было бы одобрено военной администрацией.
Я как митрополит мог бы это сделать, поскольку в соответствии с каноническими правилами Восточной Церкви и традициями моих предшественников имею право, подтвержденное Римом, пользоваться данной властью во всех сферах. Если начерченный мной план будет принят – а так оно, наверное, и будет, – на Украине будет установлен единый центр духовной власти и Церкви как организма, представляющего собой невидимое целое. И он будет целиком отделен от Российской Церкви.
Определенное число епископов, а именно те, которые родом из Великороссии, и те, которые откажутся присоединиться к унии, должны быть устранены и заменены другими – теми, кто признает украинские и австрийские убеждения. Рим бы согласился в этом случае на эти распоряжения и назначения. Восточные Патриархи, оплаченные из средств правительства, также одобрили бы их.
Оставляя народу все, что могло бы быть ему дорого в виде обрядов и обычаев, освобождая клир от тяжкого ярма синода и консистории и обращая клир от его полицейской и политической деятельности до чисто церковной и христианской сферы, можно надеяться на универсальное согласие и послушание.
Таким образом, единство Украинской Церкви будет сохранено или достигнуто, а ее отделение от Российской Церкви будет решительно и полностью утверждено. Канонические основания для таких действий с католической точки зрения являются благоприятными, а с точки зрения восточного православия они легальны, логичны и не требуют объяснения.
На все это я мог бы получить подтверждение из Рима, или, если быть более точным, я в значительной степени уже закончил приготовления. Православие Церкви не было бы уничтожено. Оно должно быть сохранено во всей его полноте. Нужно только очистить его самым радикальным образом от московского влияния"[8].
Как видно из приведенного текста, "Украинский Моисей" абсолютно лоялен к австрийской монархии Габсбургов и отнюдь не помышляет ни о какой самостийности для Украины, предлагая для нее лишь куцую автономию в пределах Австро-Венгрии.
Однако, планам Шептицкого не суждено было воплотиться в жизнь. Русская армия стремительно наступала, и уже 3 сентября 1914 г. российские войска вступили во Львов[9]. 19 сентября митрополит Андрей был выслан в Россию[10]. Вскоре из Киева униатский митрополит направляет письмо императору Николаю II, содержание которого способно вызвать немалое удивление после всего, цитированного выше. Письмо написано, как указывает в нем Шептицкий, по поводу "успехов российской армии и воссоединения Галичины с Россией, за что трехмиллионное население Галичины с радостью приветствует российских солдат, как своих братьев"[11]. Здесь есть такие строки: "Православно-католический митрополит Галицкий и Львовский, от многих лет желающий и готовый ежедневно жертвовать свою жизнь за благо и спасение Святой Руси и Вашего Императорского Величества, повергает к ногам Вашего Императорского Величества сердечнейшие благопожелания и радостный привет по случаю завершающегося объединения остальных частей Русской Земли"[12].
Перемены, происшедшие в настроениях "Украинского Моисея" за месяц с небольшим были столь разительны, что Государь на полях письма митрополита собственноручно начертал лаконичный ответ: "Аспид"[13]. При этом Николай II еще ничего не подозревал о существовании выше изложенного плана переустройства Украины, черновик которого был обнаружен в тайнике под свято-Юрским собором во Львове в феврале 1915 г. 27 июля 1916 г. министр внутренних дел Штюрмерг направил Николаю II донесение по поводу обнаруженного документа, в котором кратко излагались его основные положения. В связи с этим последовала еще одна резолюция Государя в адрес Шептицкого: "Какой мерзавец!"[14].
Чтобы лучше представить себе духовный облик митрополита Андрея, необходимо обратиться к еще одному периоду его деятельности – времени II мировой войны. Всего лишь несколько штрихов. Львов был занят гитлеровцами 30 июня 1941 г. А уже 1 июля Шептицкий обращается к своей пастве с исполненным ликования обращением к пастве по поводу этого события[15]. 5 июля последовало еще одно пастырское послание митрополита Андрея. Его тон был еще более возвышенным: "По воле всемогущего и всемилостивого Бога начинается новая эпоха в жизни нашей родины. Победоносную немецкую армию, занявшую уже почти весь край, приветствуем с радостью и благодарностью за освобождение от врага. В этот важный исторический момент призываю вас, отцы и братья, к благодарению Бога, верности Его Церкви, послушанию властям и усиленному труду. Чтобы отблагодарить Всевышнего за все, что Он нам дал, и умолить о милости на будущее, каждый душепастырь отслужит в ближайшее воскресение по получении этого призыва благодарственное богослужение и после песни "Тебе Бога хвалим" провозгласит многолетие немецкой армии и украинскому народу"[16]. В августе 1942 г. униатский митрополит в своем очередном послании к греко-католической пастве благословил трудиться на благо Рейха в воскресные и праздничные дни[17].
Обращался Шептицкий и непосредственно к Гитлеру. Так, например, он отправил ему поздравительное письмо по случаю взятия немецко-фашистскими войсками Киева. Вот его текст:
"Его высокопревосходительству, фиреру Великонемецкой империи Адольфу Гитлеру. Берлин. Рейхсканцелярия.
Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фирер Великого Немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством... Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа.
С особым уважением Андрей, граф Шептицкий – митрополит"[18].
Шептицкий возглавил также еще одну крайне неприглядную акцию униатского духовенства – его активное участие в формировании в 1943 г. дивизии СС "Галичина", в состав которой набирались украинцы-галичане[19].
Как пример коллаборационизма Шептицкого в годы немецкой оккупации можно привести еще один документ. Это подписанное лично Шептицким 1 января 1944 г., почти накануне вступления советских войск в Галицию, обращение к руководству греко-католической общины Преображенского храма во Львове (настоятелем храма в это время был протопресвитер Гавриил Костельник, впоследствии инициатор Львовского Собора 1946 г. и возвращения униатов Галиции в лоно Православия). Оно предельно лаконично: "Митрополичий Ординариат поручает отдать колокола, когда явится чиновник с возом и людьми. До 15 января 1944 г. дело должно быть улажено"[20] – речь идет о сдаче колоколов немецким властям на переплавку для нужд фронта.
Особого внимания заслуживает имевшая место в военные годы переписка Шептицкого с монахинями-василианками из т.н. "контемпляционного" монастыря св. Илии в селе Суховоля вблизи Львова. Эти монахини (их было в монастыре всего 17 человек) находились в состоянии экзальтации и нередко имели т.н. "видения" (зачастую весьма своеобразного свойства), о которых подробно докладывали митрополиту. Одна из василианок – Авксентия Иванович – 3 августа 1941 г. докладывала митрополиту о якобы бывшем видении ей Самого Господа Иисуса Христа, Который дал ей возможность "увидеть и принимать живое участие в коронации Гитлера, что наполнило душу и сердце непередаваемой радостью и счастьем"[21]. 19 августа 1941 г. Авксентия описала в письме к Шептицкому еще более оригинальное видение "трех пророков" – самого митрополита в образе "князя украинского" и по сторонам его, как на Фаворе, "вождя Гитлера в образе святого Ильи" и папу римского "в обличье пророка Моисея"[22]. Как видим в этой "контемпляционной иерархии" Шептицкий оказался на месте Христа – выше самого римского понтифика.
Еще одно послание Авксентии содержит следующее пожелание Гитлеру, якобы высказанное через нее Самим Господом: "Чтобы был истинным вполне католиком, связанным с папой, который мог бы дать ему все нужные религиозные предписания, а в конце наложить на его голову золотую корону и наименовать Его Царем всей Европы". Одновременно рядом еще одно пожелание: "Желаю, чтобы немецкое войско ничего не щадило в России, ни городов, ни замков, ни сел, ибо Господь не хочет, чтобы там что-нибудь осталось..."[23].
Вполне возможно, что все эти бредни в действительности были отнюдь не плодом экстатических "видений", но сочинялись в расчете на общеизвестный интерес Гитлера к разного рода оккультно-мистическим штучкам. При этом, как видно из слов самой Авксентии, правку в текст описаний "видений" вносил и сам Шептицкий : "Высылаю письмо к Г... для милостивого просмотра и исправления. Ваша Экселенция милостиво решит, годится ли оно, не следует ли его сократить или дополнить"[24]. Шептицкий отсылал отчеты о "видениях" василианок лично Гитлеру. В частности, сохранилось одно из таких писем митрополита к фюреру в бывшем партархиве в Киеве[25]. К сожалению, переписка Шептицкого с василианками, фрагменты которой были опубликованы в 1988 г. Климом Дмитруком, в настоящее время, вероятно, недоступна для исследования. В январе 1999 г. мной была предпринята попытка получить указанные архивные дела в ЦГИА Украины во Львове: увы, мне было заявлено, что их не могут отыскать.
В свете всех цитированных выше свидетельств довольно странным выглядит требование Украинской греко-католической церкви, с которым ее иерархи обращаются к властям, начиная с горбачевской перестройки и до сего дня – реабилитировать униатскую церковь. Требование это тем более непонятно, что никакого официального обвинения в отношении УГКЦ предъявлено не было. Были только аресты епископов и незначительного числа священников УГКЦ, а затем ее самоупразднение на Львовском Соборе 1946 г. Так что в этом смысле репрессии против униатов ничем не отличались от гонений на Православную Церковь, гораздо, впрочем, более масштабных. Однако требование какой-то специальной реабилитации УГКЦ выглядит совершенно специфически в свете ее реального пособничества немецким фашистам и украинским националистам-бандеровцам, а потому едва ли приемлемо.
Для характеристики духовно-нравственного облика митрополита Андрея также весьма показательным является и его письмо, направленное в Москву, на имя Иосифа Сталина. Датированное 10 октября 1944 г. оно начинается словами: "Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон. После победоносного похода от Волги до Сана и дальше, Вы снова присоединили западные украинские земли к Великой Украине. За осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединенными в одном государстве, приносит Вам украинский народ искреннюю благодарность. Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастьи.
За все это следует Вам, Верховный Вождь, глубокая благодарность от всех нас. <...>".
В письме присутствуют такие весьма любопытные высказывания: "Эта любовь говорит нам в первую очередь принести Вам пожелания всякого блага и воздать надлежащую честь по словам Христа «кесарево кесарю»". Или, например, такие: "Видом покаяния является редкое качество большевиков, всегда умевших признавать вину, когда ее замечали"[26].
Послание это подписано наряду с митрополитом Андреем и епископом Никитой Будкой.
Как видно из приведенных документов, хотя униаты сегодня, как и во времена Шептицкого, продолжают шельмовать Русскую Православную Церковь за содействие императорской власти и лояльность по отношению к советскому режиму, политическая деятельность униатской церкви и лично ее предстоятеля – митрополита Шептицкого – не идет ни в какое сравнение даже с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского). Какие уж там "ваши радости – наши радости" на фоне величественных панегириков, который митрополит Андрей (кандидат в блаженные католической церкви!) на своем долгом веку успел пропеть и Францу Иосифу, и Николаю II, и Адольфу Гитлеру, и Иосифу Сталину.

Биография

Представитель галицкого графского рода Шептицких[1]. Брат Климентия, Станислава Шептицких. Учился дома и в Кракове. Поступил на службу в австро-венгерскую армию, но по причине слабого здоровья через несколько месяцев оставил службу. Окончил юридический факультет Вроцлавского университета, в 1888 году получил степень доктора права. Во время учёбы ездил в Италию (где был принят Львом XIII), а также в Киев и Москву, где общался с представителями украинского националистического движения.
В 1888 году принял монашество с именем Андрей, вступив в орден Святого Василия (базилиан). С 22 августа 1892 года — священник в Перемышле, затем в Добромиле. Учился в иезуитской семинарии в Кракове, получив степень доктора теологии в 1894 году. С 20 июня 1896 года — игумен монастыря Святого Онуфрия во Львове. В 1899 году был назначен императором Францем Иосифом I епископом Станиславовским. С 17 декабря 1900 года — митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский (интронизация — 17 января 1901 года).
Занимался политикой, был депутатом Галицийского Сейма, австрийской Палаты Господ.
Осенью 1908 года митрополит Андрей нелегально, по фальшивым документам въехал в Российскую империю и посетил подпольные униатские общины в Петербурге и Москве. В 1910 году ездил в США, где занимался организацией эмигрантов из Галиции. Посетил 21-й Евхаристический конгресс, проходивший в Монреале.
Во время Первой мировой войны, когда после Галицийской битвы Львов был занят русскими войсками, Шептицкий остался во Львове, со своими прихожанами. 19 сентября 1914 года был арестован русскими военными властями за антироссийские проповеди и выслан вглубь Российской империи. Находился в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.
Вскоре после Февральской революции освобождён Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского. 2931 мая 1917 года созвал Собор Российской грекокатолической церкви (РГКЦ), назначив своим экзархом в России иеромонаха студита Леонида Фёдорова.
В конце 1917 года вернулся во Львов. После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой Западной Украины, за что арестовывался польскими властями.
Задолго до начала Второй мировой войны митрополит Шептицкий пользовался огромным уважением не только среди украинского населения, но и среди евреев[2]. Прекрасно владел письменным и разговорным ивритом. В 1935 году еврейская газета «Хвыля» поздравила митрополита с 70-тилетием. Гуманистическое и толерантное отношение к евреям неоднократно служило поводом для критики деятельности А. Шептицкого[2]. Известно также, что во время «Дела Бейлиса» в октябре 1913 года Шептицкий публично опроверг кровавый навет на евреев:
Могу определённо заявить, что мне лично ничего не известно из общей еврейской религиозной науки, что могло бы послужить основанием ритуальной теории.
— «Киевская мысль», 23 октября 1913. — С. 8.[3]

Деятельность во время немецкой оккупации

Деятельность Шептицкого в годы Второй мировой войны неоднозначна. Возможно, на его позицию в отношении оккупационных властей повлияла политика Советской власти на территории Западной Украины в 193941 годах. Были на то и личные причины: 27 сентября 1939 года в Прилбичах сотрудниками НКВД были расстреляны брат А. Шептицкого Лев, его супруга и все члены семьи[4][5][6].
В июне 1940 А. Шептицкий обратился с письмом к И. В. Сталину, протестуя против пропаганды безбожия в школах[7].
В первый период начавшейся советско-германской войны Митрополит встал на путь сотрудничества с оккупационными властями. 1 июля 1941 года, на следующий день после занятия Львова германскими войсками, он обратился к пастве с приветственным посланием по этому поводу. В июле того же года А. Шептицкий встретился с руководителем ОУН (Организация украинских националистов) С. Бандерой и как глава церкви дал согласие на борьбу бандеровцев с большевиками.
23 сентября 1941 года после взятия Киева направил Гитлеру поздравительное письмо, в котором приветствовал фюрера как «непобедимого полководца несравненной и славной немецкой армии»:
Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фюрер Великого Немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством… Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа.
С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит
[8][9]
12 января 1942 года Шептицкий снова предложил Гитлеру тесное сотрудничество[10].
Бывший сотрудник абвера фельдфебель Альфонс Паулюс показал на Нюрнбергском процессе:
… Кроме групп Бандеры и Мельника, пункт абвера, а также командование абвера 202, использовали Украинскую православную церковь [УГКЦ — авт.] В учебных лагерях генерал-губернаторства проходили подготовку и священники украинской униатской церкви, которые принимали участие в выполнении наших заданий наряду с другими украинцами… Прибыв во Львов с командой 202-Б (подгруппа II), подполковник Айкерн установил контакт с митрополитом украинской униатской церкви. Митрополит граф Шептицкий, как сообщил мне Айкерн, был настроен пронемецки, предоставил свой дом в распоряжение Айкерна для команды 202, хотя этот дом и не был конфискован немецкими воинскими властями. Резиденция митрополита находилась в монастыре во Львове. Вся команда снабжалась из запасов монастыря. Обедал митрополит, по обыкновению, вместе с Айкерном и его ближайшими сотрудниками. Позднее Айкерн как начальник команды и руководитель отдела ОСТ приказал всем подчиненным ему отрядам устанавливать связь с церковью и поддерживать её.
— ЦГАООУ, ф. 57, оп. 1, дело 338, стр. 241—250)[11].
Вместе с тем, следует отметить, что приписываемые А. Шептицкому высказывания с призывами о сотрудничестве с немецкими оккупационными властями противоречивы. Так, в 1942 году «Послание митрополита Шептицкого к хлеборобам» содержало такой текст: «Командование немецкой армии просит меня, чтобы я огласил, что нужно платить налоги, контингенты» и т. д. В газете эти строки были опущены, и получилось, что обращение «о сдаче контингента» исходит непосредственно от А. Шептицкого. Церковные власти вынуждены были обратиться в газету с просьбой восстановить истинный текст сообщения[12].
14 января 1942 года Шептицкий во главе группы националистических руководителей подписал письмо Гитлеру: «Мы заверяем Вас, Ваше превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединёнными силами немецкого и украинского народа… претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе»[13].
Митрополит Андрей помогал гитлеровцам вывозить украинскую молодёжь на принудительные работы в Германию, опубликовав обращение по этому поводу. «Пребывание на чужбине в чём-то принесет вам пользу и выгоду. Научитесь чужому языку, узнаете мир и людей, наберетесь житейского опыта, получите много знаний, которые могут пригодиться вам в жизни»[14].
Хотя нацисты в то время не отличали евреев от большевиков, Шептицкий выступал против уничтожения евреев и межнациональной розни. Он сам участвовал в спасении более сотни еврейских детей и нескольких семей еврейских раввинов, распорядившись укрывать их в своей резиденции, монастырях и церквях епархии, в том числе раввина Львова Давид Кахане[15], которого прятали в Соборе святого Юра. Активную помощь также оказывали крестьяне окрестных сел, предоставлявшие продукты питания, а также монахи и монашки, которые обеспечивали убежище раввинам и их семьям[16][17]. В конце лета 1942 года Шептицкий организовал кампанию спасения евреев. Это, по большей части, были люди, бежавшие из гетто или из Янивского лагеря. 14 августа 1944 года 2000 еврейских детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их прятали в криптах, в монастырских школах, детских приютах Львова и окрестностей, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Шептицкий организовал подпольные группы людей, которые помогали прятать евреев. В этом участвовали монахи-студиты под руководством игумена Унивского монастыря Климентия, брата митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в Венгрию, где было более безопасно.
В спасении евреев А. Шептицкому также оказывала значительную помощь сестра монастыря св. Иосифа Елена Витер[16]. Вместе с Климентием Шептицким они помогли спрятать 53 человека на обувной фабрике и в монастыре монахов-студитов[4]. В 1946 году, в период ликвидации большевиками УГКЦ, сестра Елена Витер была арестована за участие в ОУН и осуждена в общей сумме к 30 годам лишения свободы[4]. Брат Климентий был арестован в 1947 году, осуждён к 8 годам лишения свободы, умер во Владимирской тюрьме.
В январе 1942 года Шептицкий вместе с другими общественно-политическими деятелями Украины направил А. Гитлеру письмо-протест против немецкой политики на Востоке[5]. А. Шептицкий был единственным представителем церкви в Европе, кто обратился с письмом к Папе Римскому и лично к Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев[18].
В ноябре 1942 года митрополит, исходя из принципов христианских заповедей, написал пастырское письмо «Не убей!»[4][18][19], адресованное в первую очередь полякам и украинцам и призвавшее усмирить прекратить вражду между ними. Однако оно не было опубликовано, осев в архиве.
Утверждается,[кто?] что Гиммлер приказал арестовать А. Шептицкого. Однако Гансу Франку и Отто Ляшу, которые руководили Галичиной в то время, удалось удержать рейхсфюрера СС от этого шага — митрополит пользовался глубоким уважением среди народа, и его арест мог сильно дестабилизировать обстановку[20]. Гестаповцы провели обыски в соборе Св. Юра, во время которых вскрывали даже мощи.
В 1943 году руководимое Шептицким униатское духовенство помогало оккупантам в создании 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина», в составе которой воевали, главным образом, униаты из Западной Украины, в том числе семинаристы[21]. Подразделение было снабжено греко-католическими капелланами[21][22], причём униатское духовенство агитировало галичан за вступление в дивизию[23]. Ещё в начале 1944 г. Шептицкий предписал своим клирикам передавать немецким властям церковные колокола с целью их последующей переплавки для нужд фронта[24]. В своей полемике с инициатором создания дивизии бургомистром Львова В. Кубийовичем, призывал его обдумать политическую целесообразность и моральную ответственность таких шагов[22].

Отношения с советской властью после освобождения Западной Украины

В 1944 году, сразу после входа во Львов Советской армии, Шептицкий отправил Сталину поздравительное послание. В послании глава галицких греко-католиков именовал советского лидера «Верховным вождем» и «Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии». По поводу вступления советских войск на территорию Западной Украины Шептицкий писал: «Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье»[21].
7 сентября 1944 г. Шептицкий выступил на праздничной (впервые после освобождения Львова) сессии собора с речью, в которой высказался о коммунизме как доктрине с широкими мировыми тенденциями, осудил бандеровщину и призвал духовенство к деятельному сотрудничеству с советской властью. Шептицкий успел подготовить и воззвание к ОУН-УПА с призывом сложить оружие и выйти из леса. В Москву была выслана делегация, которая посетила московскую патриархию, Верховный Совет СССР и НКВД[8][25].
В беседе с уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СНК УССР С.Даниленко-Кариным Шептицкий говорил: «Я искренне рад, что Советская власть освободила нас от этих немцев, и об этой радости и об обязанностях, вытекающих из неё, говорил и говорю верующим и духовенству. Не далее, как сегодня у меня состоялся собор местного духовенства и некоторых приезжих. Такие соборы у меня бывают каждый четверг. Так вот я поучал их, как нужно быть благодарным и покорным Советской власти, ниспосланной нам Богом, и духовенство с искренностью воспринимало и воспринимает мои поучения»[21][26]
А. Шептицкий скончался 1 ноября 1944 года во Львове. Похоронен в крипте Собора святого Юра — своего Львовского митрополичьего кафедрального собора. В настоящее время проходит процесс его беатификации — причисления к лику блаженных Католической церкви.
После смерти А. Шептицкого и проведения ликвидации УГКЦ, в 1946 году МГБ провело «комбинацию» в отношении священника УГКЦ И. Котива, в ходе которой была получена информация о возможных тайниках и архивах А. Шептицкого. 29 марта 1946 года группой МГБ СССР в результате ареста и активного допроса монаха А. Кульбенко были выявлены тайники в здании митрополичьих палат и прилегающих строениях, обнаружены и конфискованы значительные ценности.
Из письма министра госбезопасности УССР министру госбезопасности СССР об изъятии документов и ценностей из Собора «Св. Юра» в г. Львове:
  • 1. Изделий из золота и драгоценных камней — 7 предметов. В том числе: бриллиантов 21 карат (не считая украшений из мелких алмазных осколков-розеток) и цепь к ордену «Австрийской короны» пробы 750, весом чистого золота — 349,5 гр. Стоимостью изъятых ценностей по заготовительной оценке экспертов (в твердых закупочных ценах) — 42 820
  • 2. Серебряных изделий разных — 211 шт. общим весом 42 кг 98 гр. По аналогичной оценке экспертов стоимость составляет руб. — 24 785. В числе этих изделий изъяты:
    • а) поднос большой весом 12 кг 300 гр. − 1 шт.
    • б) столовый сервиз (ложки, ножи, вилки и проч.) — 180 предметов.
    • в) орден «Александра Невского» царского правительства — 1 шт.
    • г) Австрийский орден «Леопольда» — 1 шт.
    • д) орден «Австрийской короны» 1 кл. — 1 шт.
Общая оценка изъятого, определённая экспертами в твердых закупочных прейскурантных ценах, — 67 тысяч 605 руб. Кроме перечисленных ценностей, в тайниках изъято большое количество церковной одежды, литературы и переписки Шептицкого, имеющей оперативно-важное значение […][27].

Оценка заслуг

Митрополит Андрей Шептицкий.jpg
В Израиле по ходатайству Давида Кахане рассматривался вопрос о присвоении А. Шептицкому звания «Праведник народов мира». Однако когда в 1981 году дошло до голосования, то из 13 членов комиссии, рассматривавшей вопрос, двое воздержались, пятеро высказались за присуждение звания и шесть — против (Д. Кахане, который также был членом комиссии, воздержался). В результате звание присвоено не было. Причиной этого стало сотрудничество А. Шептицкого с немецкими оккупантами, в том числе участие в создании дивизии СС «Галичина»[28]. Следует отметить, что в разное время Праведниками были признаны некоторые члены вермахта и других служб и органов Третьего рейха, имевшие различное отношение к спасению евреев. Вопрос о присвоении Шептицкому звания Праведника рассматривался в Яд ва-Шем несколько раз, и последний раз предложение было отклонено в 2007 году.
Это решение вызвало неоднозначную реакцию[29]. Например, два польских автора выразили возмущение этим фактом в газете «The Jerusalem Post»[30]. После отказа комиссии Яд ва-Шем признать Шептицкого Праведником народов мира, еврейская община Украины в мае 2008 года признала его Праведником[31].
Брат Андрея Шептицкого, Климентий Казимир Шептицкий был признан Праведником мира.

Благотворительность и меценатство


Могила Андрея Шептицкого в крипте собора Святого Юра во Львове
Митрополит поддерживал деятельность украинских культурно-просветительских обществ «Просвита», «Родная школа», «Сельский хозяин». Является основателем Национального музея во Львове, здание для которого приобрёл в 1905 году на собственные средства. Благодаря попечению Шептицкого в музее собрана одна из крупнейших в Европе коллекций иконописи[32].
Для первой Епархиальной библиотеки в Станиславове митрополит передал 4 тысячи книг из личной библиотеки. При содействии митрополита был открыт Академический Дом, «Народна Лічниця» (Народная Больница, 19031938, которая впоследствии стала современным госпиталем), несколько гимназий. В 1932 году своим ходатайством к чешскому правительству Андрей Шептицкий спас от закрытия украинскую хозяйственную академию, основанную в 1922 году в Подебрадах[33][34]. Шептицкий также являлся учредителем Земельного банка во Львове (1910)[35], а также кредитного союза «Руська ощадниця» в Перемышле[34].
На средства митрополита приобретено здание, где разместилась художественная школа В. Новакивского и мастерская М. Сосенко и О. Куриласа. Шептицкий предоставлял стипендии молодым украинским художникам для получения художественного образования в лучших учебных заведениях Европы. Им основана Львовская Богословская Академия1928 году — единственный украинский вуз на территории Польши)[36].
В сумме на детские дома потрачено более 1 миллиона долларов, включая ежегодные подарки на Песах еврейским детям из бедных семей[2][36][37].
Мерами Комиссии охраны природы при Научном товариществе им. Т. Шевченко митрополит дал указание создать в Львовской митрополии заповедник кедровых лесов в п. Подлютое, и заповедник степной растительности у подножья Чёртовой Горы на Рогатинщине. Это были одни из первых природных заповедников на Украине. А. Шептицкий лично способствовал открытию курортов (Черча)[36]./Википедия/
***
Родной брат митрополита: Szeptycki.jpg
 Станислав Мария Шептицкий (польск. Stanisław Maria Szeptycki, 3 января 1867 — 9 октября 1950) — генерал-майор австро-венгерской армии и генерал-лейтенант Войска Польского, министр обороны Второй Польской республики.

Образование

С 1877 года обучался в средней школе в Лемберге, Перемышле и Кракове. В 1885 году получил диплом о среднем образовании. С 1885 по 1888 год был студентом военно-технической академии в Мёдлинге, по окончании которой ему было присвоено звание младшего лейтенанта артиллерии.

Воинская служба в довоенный период

С 1888 по 1890 год проходил службу в артиллерийском полку в Ярославле. В период с августа 1891 по июнь 1892 года обучался в венской школе верховой езды. В январе 1892 года получил звание лейтенанта артиллерии. В 1892—1894 годах командовал полком полевой артиллерии в Перемышле.
В 1894—1896 годах проходил обучение в школе генерального штаба в Вене. Получив диплом, служил в штабе 53-й пехотной бригады и 27-й пехотной дивизии. В ноябре 1898 года был назначен командиром полка артиллерийской батареи 19 в Гроссвардейне. Через год был повышен до капитана. С ноября 1899 по февраль 1904 года был штабным офицером с 12 пехотных дивизий.
В время русско-японской войны, служил в качестве австрийского военного атташе при российской армии в Маньчжурии.
С октября 1905 по декабрь 1906 года был штабным офицером 3-й кавалерийской дивизии. Затем работал в регистратуре Генерального штаба в Вене. В апреле 1907 года вернулся в 3-й кавалерийскую дивизию начальником штаба. В ноябре того же года получил звание майора. Осенью 1909 года командовал эскадроном полка полевой артиллерии. В мае 1912 года был произведён в подполковники и переведён в Генеральный штаб. Спустя два месяца, в июле, был назначен австрийским военным атташе в Рим. В мае 1914 года стал полковником.

Первая мировая война

После начала Первой мировой войны поначалу занимал пост начальника штаба Лембергского района при командовании 3-й армии, после чего, с 24 сентября, был начальником штаба 2-го корпуса. С сентября 1915 года — командир 30-го артиллерийского полка.
В 1914 году кандидатура Станислава Шептицкого рассматривалась украинскими национальными деятелями в качестве претендента на должность командующего формированиями Украинских сечевых стрельцов, поскольку был личным приятелем императора Франца Иосифа, имел широкие связи и влияние в властных кругах, а также под влиянием своего брата митрополита Андрея симпатизировал украинцам. Однако против Шептицкого категорически выступил один из основателей Украинской радикальной партии Кирилл Трилёвский. Как следствие — Вена ограничила численность сечевиков до 2000 человек, а Станислав Шептицкий оказался под влиянием польских националистов, которые предложили ему содействие в организации Польских легионов.
С июля по октябрь 1916 года Шептицкий возглавлял 3-я бригаду польских легионов, а после ноября 1916 по апрель 1917 года осуществлял общее командование Польским легионом, а ещё позже, до октября 1918 года, руководил вооружёнными силами королевства Польского.
Параллельно, с 26 апреля 1917 по 19 февраля 1918 года, занимал пост австро-венгерского губернатора в Люблинском генерал-губернаторстве. Подал в отставку в знак протеста, узнав о том, что по соглашениям Брестского мира, город Хелм и его окрестности переходят под контроль УНР.
С июня по октябрь 1918 года командовал 85-й бригадой итальянской королевской армии. 5 ноября 1918 года ушёл в отставку со всех постов.

Служба в польской армии


Польские войска во главе с Шептицким торжественно вступают в Катовице.
22 июня 1922 года
В Войске Польском с момента его создания — 16 ноября 1918 года заменил Тадеуша Розвадовского на посту начальника Генерального штаба и занимал его до марта 1919 года. В ночь с 4 на 5 января успешно ликвидировал попытку государственного переворота (англ.) группы заговорщиков под руководством полковника Мариана Янужайтиса. 6 февраля 1919 года, в знак протеста против критики боевых действий в Галиции, ушёл в отпуск по собственному желанию.
Во время советско-польской войны с апреля 1919 года командовал Литовско-Белорусским фронтом, при этом войскам его 4-й армии удалось оттеснить большевиков и закрепиться на позициях за Неманом. В кампании 1920 года командовал Северным фронтом и той же 4-й армией, однако вступил в конфликт с главнокомандующим Юзефом Пилсудским. 31 июля 1920 году уволен. С 1 сентября 1921 года служил военным инспектором в Краковском военном округе. Со временем вступил в ряды национально-демократической оппозиции Пилсудскому. С 13 июня по 19 декабря 1923 года был военным министром страны.
Оскорблённый Пилсудским после государственного переворота в мае 1926 года вызвал последнего на дуэль, однако маршал не принял вызов. После чего Шептицкий подал в отставку с воинской службы.
После отставки проживал в Кракове, политической деятельностью не занимался. Занимал должность президента Национальной ассоциации нефтепроизводителей. Во время Второй мировой войны участия в движении сопротивления не брал. В конце войны 78-летний генерал вступил в ряды Армии людовой, также он был назначен главой совета польского Красного Креста — этот пост он занимал с 1945 по 1950 год.
 Польские войска во главе с Шептицким торжественно вступают в Катовице. 22 июня 1922 года
***
Третий брат:
 Климентий, в миру Мария Казимир Шептицкий (укр. Климентій, Марiя Казимир Шептицький, 17 ноября 1869, село Прилбичи, Яворовский уезд на Львовщине — 1 мая 1951, Владимир) — архимандрит монашеского ордена студитов Украинской грекокатолической церкви, грекокатолический экзарх апостольского экзархата России c 17 сентября 1935 года[уточнить] по 1 мая 1951 год. В 2001 году причислен к лику блаженных Католической церкви.

Семья и образование

Родился в галицкой аристократической семье Шептицких[1], сын графа Ивана Шептицкого и его супруги Софии, дочери известного польского драматурга графа Александра Фредро. Брат митрополита Андрея Шептицкого. Окончил гимназию святой Анны в Кракове, учился в университетах Кракова, Мюнхена и Парижа, в 1892 году получил степень доктора права в Ягеллонском университете (Краков). Одновременно окончил Институт лесничества.

Светская деятельность

Работал адвокатом, помогал отцу управлять семейными имениями, являлся членом галицкого сейма. В 19001907 годах был депутатом австрийского парламента, соавтор «Общего австрийского закона о лесах». Автор работ по вопросам сельского хозяйства, председатель Галицкого лесничего общества. Как общественный деятель Галиции сыграл значительную роль в том, что его брат Андрей стал грекокатолическим митрополитом. В 1907 году отошёл от политической деятельности, занялся хозяйственной работой в имении, где построил церковь для грекокатоликов.

Студийский монах

В 1911 году поступил в бенедиктинский монастырь в Байроне, в 1912 году перешёл в грекокатолический монастырь Студийского устава в Каменице в Боснии, где принёс монашеские обеты и получил имя Климентий. В 1915 году стал иеромонахом. Получил богословское образование в университете Инсбрука.
В его монастырской келье были лишь железная кровать, шкаф с книгами, столик и клячник, на котором молился перед Распятием. По воспоминаниям современников:
он, бывший когда-то желаемым гостем аристократических салонов, рьяным охотником, владельцем имения, не ищет теперь для себя никаких преимуществ: моет, наравне с братьями, грязную посуду (те даже прибегали к заговорам, чтобы не допустить его к этому), носит уголь по улице, чем шокирует львовян: «Граф — и ведро с углем!» Как-то один из монахов на исповеди признался, что «обносился», так о. Климентий предложил ему чудесные штаны с «графских времен», в которых стеснялся ходить, так как были слишком «роскошными».[источник не указан 795 дней]
Являлся настоятелем Студийского монастыря, находившегося в Униве, с 1926 года — игумен Свято-Успенской Уневской лавры. Сыграл значительную роль в истории грекокатолического монашества в XX веке. В 19361937 годах, совместно с митрополитом Андреем Шептицким, составил устав для монахов-студитов, известный под названием «Типикон». Участвовал в основании женского студитского монастыря в Якторове, монастыря в Канаде. Был членом Богословского научного общества, читал лекции в университете Инсбрука. С 1937 года жил в Львове, помогал своему брату в управлении церковью. С 1939 года — руководитель Украинского католического института Церковного объединения имени митрополита Рутского.
В 1939 году был назначен грекокатолическим экзархом Апостольского экзархата России. Во время Второй мировой войны участвовал в спасении евреев на Украине — их прятали в монастырях, а затем переправляли в венгерскую Украину.
Осенью 1944 году, после освобождения Украины советскими войсками, новый грекокатолический митрополит Иосиф Слипый возвёл Климентия Шептицкого в сан архимандрита монахов Студийского устава и назначил руководителем делегации на переговорах с органами советской власти, которая была принята в Москве председателем Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме Иваном Полянским.

Защитник грекокатолической церкви

Однако руководство СССР взяло курс на ликвидацию унии и присоединение грекокатоликов к Русской православной церкви. В 1945 году все униатские епископы был арестованы (никто из них не согласился перейти в православие), и церковь фактически возглавил престарелый архимандрит Климентий, который призывал священников не соглашаться на переход в юрисдикцию Русской православной церкви. Летом 1945 собрал 61 подпись грекокатолических священников под просьбой освободить арестованных епископов и прекратить преследование грекокатоликов.
Власти запретили ему жить во Львове; последний период жизни на свободе он провёл в Униве. Направил в Ватикан письмо с описанием преследований, которым подвергались грекокатолики. Это письмо было перехвачено органами НКВД, что и стало поводом для его ареста.

Арест и заключение

5 июня 1947 года архимандрит Климентий был арестован в своей келье во время вечерней молитвы. С 27 июня 1947 года содержался в Киевской внутренней тюрьме МВД. В его биографии сказано, что
именно в её стенах отец Климентий испытал наибольшие издевательства, о чём свидетельствуют протоколы допросов, проходивших преимущественно ночью. Энкаведисты разными способами пытались сломать его. Побоями, физическим и моральным надругательством, шантажом, запугиванием, сочувствием, льстивыми обещаниями. Следователь неоднократно предлагал ему отречься своей веры, перейти в юрисдикцию Московской патриархии, обещая отпустить его в монастырь. Архимандрит оставался непреклонным в своем святом убеждении, оставался верным христианским идеалам.
После года следствия архимандрит Климентий был приговорён к восьми годам лишения свободы и отправлен во Владимирскую тюрьму, где 1 мая 1951 года скончался в тюремной больнице. На городском кладбище Владимира есть его мемориальная могила.

Блаженный и праведник

27 июня 2001 года Папа Римский Иоанн Павел II во Львове причислил его к лику блаженных.
В 1996 году он получил звание «Праведник народов мира» за спасение евреев в период Холокоста. В 2005 году в селе Унев Перемишлянского района Львовской области была открыта мемориальная доска в честь митрополита Андрея и блаженного архимандрита Климентия Шептицких за спасение еврейских, украинских и польских детей в годы Второй мировой войны. С октября 1905 по декабрь 1906 года был штабным офицером 3-й кавалерийской дивизии. Затем работал в регистратуре Генерального штаба в Вене. В апреле 1907 года вернулся в 3-й кавалерийскую дивизию начальником штаба. В ноябре того же года получил звание майора. Осенью 1909 года командовал эскадроном полка полевой артиллерии. В мае 1912 года был произведён в подполковники и переведён в Генеральный штаб. Спустя два месяца, в июле, был назначен австрийским военным атташе в Рим. В мае 1914 года стал полковником.

Первая мировая война

После начала Первой мировой войны поначалу занимал пост начальника штаба Лембергского района при командовании 3-й армии, после чего, с 24 сентября, был начальником штаба 2-го корпуса. С сентября 1915 года — командир 30-го артиллерийского полка.
В 1914 году кандидатура Станислава Шептицкого рассматривалась украинскими национальными деятелями в качестве претендента на должность командующего формированиями Украинских сечевых стрельцов, поскольку был личным приятелем императора Франца Иосифа, имел широкие связи и влияние в властных кругах, а также под влиянием своего брата митрополита Андрея симпатизировал украинцам. Однако против Шептицкого категорически выступил один из основателей Украинской радикальной партии Кирилл Трилёвский. Как следствие — Вена ограничила численность сечевиков до 2000 человек, а Станислав Шептицкий оказался под влиянием польских националистов, которые предложили ему содействие в организации Польских легионов.
С июля по октябрь 1916 года Шептицкий возглавлял 3-я бригаду польских легионов, а после ноября 1916 по апрель 1917 года осуществлял общее командование Польским легионом, а ещё позже, до октября 1918 года, руководил вооружёнными силами королевства Польского.
Параллельно, с 26 апреля 1917 по 19 февраля 1918 года, занимал пост австро-венгерского губернатора в Люблинском генерал-губернаторстве. Подал в отставку в знак протеста, узнав о том, что по соглашениям Брестского мира, город Хелм и его окрестности переходят под контроль УНР.
С июня по октябрь 1918 года командовал 85-й бригадой итальянской королевской армии. 5 ноября 1918 года ушёл в отставку со всех постов.

Служба в польской армии


Польские войска во главе с Шептицким торжественно вступают в Катовице.
22 июня 1922 года
В Войске Польском с момента его создания — 16 ноября 1918 года заменил Тадеуша Розвадовского на посту начальника Генерального штаба и занимал его до марта 1919 года. В ночь с 4 на 5 января успешно ликвидировал попытку государственного переворота (англ.) группы заговорщиков под руководством полковника Мариана Янужайтиса. 6 февраля 1919 года, в знак протеста против критики боевых действий в Галиции, ушёл в отпуск по собственному желанию.
Во время советско-польской войны с апреля 1919 года командовал Литовско-Белорусским фронтом, при этом войскам его 4-й армии удалось оттеснить большевиков и закрепиться на позициях за Неманом. В кампании 1920 года командовал Северным фронтом и той же 4-й армией, однако вступил в конфликт с главнокомандующим Юзефом Пилсудским. 31 июля 1920 году уволен. С 1 сентября 1921 года служил военным инспектором в Краковском военном округе. Со временем вступил в ряды национально-демократической оппозиции Пилсудскому. С 13 июня по 19 декабря 1923 года был военным министром страны.
Оскорблённый Пилсудским после государственного переворота в мае 1926 года вызвал последнего на дуэль, однако маршал не принял вызов. После чего Шептицкий подал в отставку с воинской службы.
После отставки проживал в Кракове, политической деятельностью не занимался. Занимал должность президента Национальной ассоциации нефтепроизводителей. Во время Второй мировой войны участия в движении сопротивления не брал. В конце войны 78-летний генерал вступил в ряды Армии людовой, также он был назначен главой совета польского Красного Креста — этот пост он занимал с 1945 по 1950 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий